Обращаюсь с надеждой, что эта идея может, кого-либо, сподвигнуть на исследование по изображениям животных в армянской миниатюре. К сожалению орнитологов в Армении всего 2-3, а уникальный ресурс средневековой армянской миниатюры, по понятным причинам недоступен иностранному исследователю.
Общеизвестно, что армянские миниатюры изобилуют изображениями животных и птиц. При этом изображения птиц превалируют и они выделяются, как основной элемент украшения страницы. Часто заглавная буква выписывается в стилизованном изображении птицы.
Достоверность прорисовки деталей позволяет утвердительно обосновать и идентифицировать изображение птицы на уровне вида, а иногда и подвида.
Еще Барсег Кесараци, в IV веке, на примере выдвигал идеи корреляции и миграции, оседлости и гнездования, а также другие вопросы экологического порядка.
Проведя выборку изображений птиц, как минимум, можно выявить качественный состав авиафауны присущий местности, где располагалась та или иная школа миниатюры. На основе этого, можно выделить не только видовой состав данной исторической области Армении, но и проследить за изменениями в восприятии и оценки окружающей фауны средневековыми миниатюристами.
Справедливости ради, надо отметить, что иногда изображения птиц даны весьма условно и стилизовано. Однако, в большом количестве рукописных книг, можно найти изображения птиц, весьма достоверные орнитологически.
Кроме этого, подборка птиц в миниатюрах, может послужить отличным ресурсов для всех орнитологов пишущих и исследующих конкретные виды птиц. В исторических обзорах отчетов и статей по любым видам/группам птиц, орнитологи могут и должны ссылаться на подтвержденные исторические ресурсы. Средневековые армянские рукописи, отличный ресурс для обоснования исторических ссылок и параллелей.
Кроме самих рукописей, необходимо обратить внимание и на оклады, которыe также изобилуют изображениями птиц.
Кроме самих рукописей, необходимо обратить внимание и на оклады, которыe также изобилуют изображениями птиц.
Ссылаясь на миниатюры можно обосновать необходимость включения конкретного вида в список охраняемых в Армении видов, даже если вид не подпадает под критерии IUSN или др.международные списки. Включение в список охраняемых, какого-либо вида на основании данных из средневековых рукописей и миниатюр позволит придать идее охраны природы, новую(забытую в Армении) мотивацию основанную на генетической(подсознательной) памяти народа. В этом случае, для обывателя, этико-исторические доводы по охране конкретных обьектов природы могут быть гораздо убедительнее, чем разные международные списки и вытекающие из них возможные карательные санкции.
В данном посте, не затрагиваются вопросы содержания текстов в древних и средневековых рукописях, как требующих более предметного и узкоспециального подхода и знаний.
Ниже приведены несколько примеров (from http://armenianstudies.csufresno.edu) выбранных без особого пристрастия и потери времени на поиск.
Noravank, 989 y.-Hovhanes Erkatagir |
Alectoris chukar |
2)Клушица -Red-billed Chough-Կարմրակտուց ճայ
Noravank-989y-Hovhanes Erkatagir |
Pyrrhocorax pyrrhocorax |
3)Обыкновенная цеса́рка-Helmeted Guineafowl-խայտահավ
Numida meleagris |
Изображения других птиц, видовое определение которых требует своего исследователя
И еще очень много миниатюр в книгохранилищах Еревана, Кембриджа, Венеции, Балтимора, Иерусалима, Лос Анджелеса, многие из которых давно оцифрованы и все они ждут своего исследователя. Кроме всего прочего, публикацию статьи можно совместить с выпуском и гашением марки(серии марок) посвященных птицам в армянском миниатюрном искусстве. Но это уже другая история, о которой можно прочесть здесь.
Удачи.
По вопросам - обращайтесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий